Психология добра и зла
Практический психолог-психотерапевт, специалист по самооценке
Практический психолог-психотерапевт, специалист по самооценке
Периодически каждый из нас замечает в других проявления агрессии и злости.

К сожалению, в связи с непростыми и, ключевое, затрагивающими буквально всех обстоятельствами в мире, это проявление встречается все чаще и чаще.

Так почему же люди злятся и что на самом деле стоит за этим?
Периодически каждый из нас замечает в других проявления агрессии и злости.

К сожалению, в связи с непростыми и, ключевое, затрагивающими буквально всех обстоятельствами в мире, это проявление встречается все чаще и чаще.

Так почему же люди злятся и что на самом деле стоит за этим?
~
Итак, есть прекрасная и общепринятая в психологии теория фрустрации Миллерда и Долларда.

Суть теории сводится к тому, что человек проявляет чрезмерную злость и агрессию, когда какая-то важная его потребность не реализована. Например, женщина имеет потребность в определенной продолжительности сна, но если по какой-либо причине не закрывает эту потребность, то проявляет агрессию и злость.
Итак, есть прекрасная и общепринятая в психологии теория фрустрации Миллерда и Долларда.

Суть теории сводится к тому, что человек проявляет чрезмерную злость и агрессию, когда какая-то важная его потребность не реализована. Например, женщина имеет потребность в определенной продолжительности сна, но если по какой-либо причине не закрывает эту потребность, то проявляет агрессию и злость.
Чтобы было более наглядно, проясним, какие вообще бывают потребности?
Чтобы было более наглядно, проясним, какие вообще бывают потребности?
1. Физиологическая (сон, питание, отдых, секс)

2. Безопасность (защита жизни и имущества)

3. Социальная (любовь, дружба, принадлежность к группе)

4. Признание и уважение (со стороны других членов сообществ, в которые входит человек).

5. Самоактуализация и т.п. (получение новых знаний о мире, поиск смысла жизни и своего места в ней, развитие творческих способностей, стремление к гармонии, улучшение своей личности).

Что любопытно, известный психолог Маслоу уверял, что пока человек не удовлетворил физиологичесrих (базовых) потребностей, он не будет стремиться к получению благ с высших (духовных) уровней.

К примеру, если человек голоден, то ему не до общественного признания. Голод он рассматривал не только применительно к пище, но и ко сну, жажде, сексу и т.д. По Маслоу в обратную сторону это правило не работает: индивид, реализовавший потребность в уважении и признании все равно нуждается в пище и сне.

По его же мнению, всего 2% (!) населения достигает удовлетворения высшего уровня потребностей.
1. Физиологическая (сон, питание, отдых, секс)

2. Безопасность (защита жизни и имущества)

3. Социальная (любовь, дружба, принадлежность к группе)

4. Признание и уважение (со стороны других членов сообществ, в которые входит человек).

5. Самоактуализация и т.п. (получение новых знаний о мире, поиск смысла жизни и своего места в ней, развитие творческих способностей, стремление к гармонии, улучшение своей личности).

Что любопытно, известный психолог Маслоу уверял, что пока человек не удовлетворил физиологичесrих (базовых) потребностей, он не будет стремиться к получению благ с высших (духовных) уровней.

К примеру, если человек голоден, то ему не до общественного признания. Голод он рассматривал не только применительно к пище, но и ко сну, жажде, сексу и т.д. По Маслоу в обратную сторону это правило не работает: индивид, реализовавший потребность в уважении и признании все равно нуждается в пище и сне.

По его же мнению, всего 2% (!) населения достигает удовлетворения высшего уровня потребностей.
Давайте пойдем дальше и зададимся интересным вопросом: "Предположим, есть два человека у которых не реализованы потребности одного уровня (напр. в любви), тогда какой из них (обладающий какими психологическими характеристиками), скорее проявит злость и агрессию?"
Давайте пойдем дальше и зададимся интересным вопросом: "Предположим, есть два человека у которых не реализованы потребности одного уровня (напр. в любви), тогда какой из них (обладающий какими психологическими характеристиками), скорее проявит злость и агрессию?"
Это человек так называемой "Темной триады", демонстрирующий три личностные черты - нарциссизм, макиавеллизм и психопатию.

Определение «тёмный» указывает на злонамеренные и негативные для окружающих людей особенности данных черт. Теперь давайте разберемся в этих чертах более детально...

Скажите, вы когда-нибудь встречали очень очень очень важного и высокомерного человека, слепо верящего в свою исключительность? Человека, который, ревностно требует от других особого к себе отношения (так называемый "бред величия"), а также считает, что только его точка зрения правильная.

Макиавеллизм (термин в политологии, обозначающий государственную политику, основанную на культе грубой силы, пренебрежении нормами морали) будет выражаться в этом человеке в виде обязательных компонент - манипуляций и эксплуатаций других, циничном пренебрежении нравственностью, сосредоточением только на собственных интересах, лживости.

Ну а главными особенностями психопатии являются асоциальное поведение, импульсивность, эгоизм, бессердечность и беспощадность.
Это человек так называемой "Темной триады", демонстрирующий три личностные черты - нарциссизм, макиавеллизм и психопатию.

Определение «тёмный» указывает на злонамеренные и негативные для окружающих людей особенности данных черт. Теперь давайте разберемся в этих чертах более детально...

Скажите, вы когда-нибудь встречали очень очень очень важного и высокомерного человека, слепо верящего в свою исключительность? Человека, который, ревностно требует от других особого к себе отношения (так называемый "бред величия"), а также считает, что только его точка зрения правильная.

Макиавеллизм (термин в политологии, обозначающий государственную политику, основанную на культе грубой силы, пренебрежении нормами морали) будет выражаться в этом человеке в виде обязательных компонент - манипуляций и эксплуатаций других, циничном пренебрежении нравственностью, сосредоточением только на собственных интересах, лживости.

Ну а главными особенностями психопатии являются асоциальное поведение, импульсивность, эгоизм, бессердечность и беспощадность.
Вот теперь вы точно сможете идентифицировать любого бессердечно-манипулятивного представителя "Темной триады", который с бОльшей долей вероятности будет проявлять злость и агрессию, даже находясь с другими в сопоставимых условиях.
Вот теперь вы точно сможете идентифицировать любого бессердечно-манипулятивного представителя "Темной триады", который с бОльшей долей вероятности будет проявлять злость и агрессию, даже находясь с другими в сопоставимых условиях.
Раз Мироздание представлено добром и злом, значит кроме людей "Темной триады", должны быть люди и "Светлой триады". И они есть.

Психолог Скотт Барри Кауфман, пристально изучил светлые стороны нашей личности и выделил три черты, которые ей соответствуют.

Первое, что отличает человека "Светлой триады" - гуманизм, определяется как вера в неоспоримое достоинство и ценность всех людей. Причем, без присваивания "сорта" людям исходя из уровня власти, статуса или дохода, которым они обладают. Если вы заметили, то все это сейчас усиленно насаждается средствами массовой информации и позиционируется чуть ли как не единственное, на что стоит тратить свою жизнь.

Второе, кантианство (именуется в честь великого философа Иммануила Канта). Кантианство исходит из того, что человек должен оценивать любое действие соотнося это с моралью или нравственностью, относиться к другим так, как хотелось, чтобы относились к себе, что исключает отношение к другим людям как к средству в достижении своих целей, объекту для манипуляций. И третье, чем наполнена светлая стороны нашей личности - вера в человечество, убежденность в основополагающей доброте людей.

Психолог Уильям Флисон также считает, что эти три черты помогают в исследованиях того, что делает человека доброжелательным. В частности, вера в то, что остальные люди хорошие, - видимо, ключевой элемент. "Чем больше человек верит в то, что другие люди - хорошие, тем меньше ему хочется защититься от них, тем меньше он чувствует необходимость наказать их, когда они делают что-то плохое", - здесь я опять цитирую Флисона.

Раз Мироздание представлено добром и злом, значит кроме людей "Темной триады", должны быть люди и "Светлой триады". И они есть.

Психолог Скотт Барри Кауфман, пристально изучил светлые стороны нашей личности и выделил три черты, которые ей соответствуют.

Первое, что отличает человека "Светлой триады" - гуманизм, определяется как вера в неоспоримое достоинство и ценность всех людей. Причем, без присваивания "сорта" людям исходя из уровня власти, статуса или дохода, которым они обладают. Если вы заметили, то все это сейчас усиленно насаждается средствами массовой информации и позиционируется чуть ли как не единственное, на что стоит тратить свою жизнь.

Второе, кантианство (именуется в честь великого философа Иммануила Канта). Кантианство исходит из того, что человек должен оценивать любое действие соотнося это с моралью или нравственностью, относиться к другим так, как хотелось, чтобы относились к себе, что исключает отношение к другим людям как к средству в достижении своих целей, объекту для манипуляций. И третье, чем наполнена светлая стороны нашей личности - вера в человечество, убежденность в основополагающей доброте людей.

Психолог Уильям Флисон также считает, что эти три черты помогают в исследованиях того, что делает человека доброжелательным. В частности, вера в то, что остальные люди хорошие, - видимо, ключевой элемент. "Чем больше человек верит в то, что другие люди - хорошие, тем меньше ему хочется защититься от них, тем меньше он чувствует необходимость наказать их, когда они делают что-то плохое", - здесь я опять цитирую Флисона.

Интересно? Теперь вернемся от теории непосредственно к практике работы со злостью и агрессией как таковыми ("ведь сколько не говори слово халва, а во рту сладко не станет").
Интересно? Теперь вернемся от теории непосредственно к практике работы со злостью и агрессией как таковыми ("ведь сколько не говори слово халва, а во рту сладко не станет").
В ходе индивидуальной работы я всегда уточняю у клиента: «С чем вы связываете появление данных симптомов? Когда именно они проявляются? Когда их интенсивность самая высокая? Чему это мешает в вашей жизни?»

Прояснив это, вторым этапом мы с клиентом формулируем его запрос - цель предстоящей работы. Для этого я опять-таки задаю вопросы: «Что вы хотите понять, решить и изменить по имеющейся ситуации? Как вы узнаете, что это произойдет? Что вы будете чувствовать? Во что верить? Как вести себя?»

Третьим этапом идет непосредственно психотерапевтическая работа - в арсенале Интегрального нейропрограммирования® есть несколько десятков модулей (методологически законченных блоков), что позволяет эффективно работать с проблемой любого масштаба и сложности.

До новых встреч!
В ходе индивидуальной работы я всегда уточняю у клиента: «С чем вы связываете появление данных симптомов? Когда именно они проявляются? Когда их интенсивность самая высокая? Чему это мешает в вашей жизни?»

Прояснив это, вторым этапом мы с клиентом формулируем его запрос - цель предстоящей работы. Для этого я опять-таки задаю вопросы: «Что вы хотите понять, решить и изменить по имеющейся ситуации? Как вы узнаете, что это произойдет? Что вы будете чувствовать? Во что верить? Как вести себя?»

Третьим этапом идет непосредственно психотерапевтическая работа - в арсенале Интегрального нейропрограммирования® есть несколько десятков модулей (методологически законченных блоков), что позволяет эффективно работать с проблемой любого масштаба и сложности.

До новых встреч!
Рассказать друзьям
Рассказать друзьям
Контакты
Остались вопросы или хотите получить консультацию?
Заполните форму и я свяжусь с вами!
Ситалёв Денис
г.Москва, Порядковый пер., д.21
тел: +79652176939
e-mail: sitalev.psy@gmail.com
skype: sitalevdenis
Нажимая на кнопку "Отправить" вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Контакты
Остались вопросы или хотите получить консультацию?
Заполните форму и я свяжусь с вами!
Ситалёв Денис
г.Москва, Порядковый пер., д.21
тел: +79652176939
e-mail: sitalev.psy@gmail.com
skype: sitalevdenis
Нажимая на кнопку "Отправить" вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности